26
декабрь
2020
Оқушылардың денсаулығына теріс әсер ететін негізгі" мектеп " факторлары. Основные "школьные" факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся
Оқушылардың денсаулығына теріс әсер ететін негізгі" мектеп " факторлары
Белсенді талқыланатын және зерттелетін:
оқу бағдарламаларының шамадан тыс жүктелуі, оқу процесін қарқындату;
оқу бағдарламалары мен технологиялардың жетілмегендігі;
авторитарлық оқыту стилі;
оқушыларға жеке көзқарастың болмауы;
білім беру технологияларына зиян келтіре отырып, негізінен оқыту технологияларын қолдану;
оқушылардың қозғалыс белсенділігінің болмауы;
оқушылардың дұрыс тамақтанбауы;
білім беру процесін ұйымдастыруда гигиеналық талаптарды сақтамау;
мектепті жеткіліксіз қаржыландыру.
Талқыланбаған және зерттелмеген:
білім беру процесін дидактогендік ұйымдастыру;
оқу-тәрбие процесінің психологиялық мәдениеті жеткіліксіз;
педагогтердің Денсаулық, денсаулық сақтау технологиялары мәселелеріндегі құзыреттілігінің жеткіліксіздігі;
оқушылардың денсаулық мәдениетінің төмен деңгейі, олардың денсаулық мәселелеріндегі сауатсыздығы;
оқушыларға қолдау көрсету үшін қажетті "сәттілік" және "қуаныш" тәжірибесін беретін технологияларды әлсіз пайдалану
Основные "школьные" факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся
Активно обсуждаемые и изучаемые:
перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
несовершенство учебных программ и технологий;
авторитарный стиль преподавания;
отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
недостаток двигательной активности учащихся;
неправильное питание учащихся;
несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
недостаточное финансирование школы.
Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:
дидактогенная организация образовательного процесса;
недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
неблагополучное состояние здоровья учителей;
недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Причины, вызывающие утомление учащихся
профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
негативные особенности традиционной системы школьного обучения;
перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;
переполненность классов учащимися (более 20 человек) затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
несоблюдение гигиенических условий в школе и классах; нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.
Признаки переутомления
Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;
Расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.);
Стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства);
Снижение иммунитета.
Причины переутомления
учебные перегрузки, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает возможности детского организма, если не вводить его в форсированный режим деятельности, т.е. в состояние психофизиологического перенапряжения;
невозможность (или ограниченные возможности) индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки на учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, состояния здоровья;
неоптимально составленное расписание уроков, постоянно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели;
недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности школьников; обучение во вторую смену, что особенно часто вызывает состояния переутомления у учащихся пятых классов и школьников, относящихся к типу «жаворонков».
Белсенді талқыланатын және зерттелетін:
оқу бағдарламаларының шамадан тыс жүктелуі, оқу процесін қарқындату;
оқу бағдарламалары мен технологиялардың жетілмегендігі;
авторитарлық оқыту стилі;
оқушыларға жеке көзқарастың болмауы;
білім беру технологияларына зиян келтіре отырып, негізінен оқыту технологияларын қолдану;
оқушылардың қозғалыс белсенділігінің болмауы;
оқушылардың дұрыс тамақтанбауы;
білім беру процесін ұйымдастыруда гигиеналық талаптарды сақтамау;
мектепті жеткіліксіз қаржыландыру.
Талқыланбаған және зерттелмеген:
білім беру процесін дидактогендік ұйымдастыру;
оқу-тәрбие процесінің психологиялық мәдениеті жеткіліксіз;
педагогтердің Денсаулық, денсаулық сақтау технологиялары мәселелеріндегі құзыреттілігінің жеткіліксіздігі;
оқушылардың денсаулық мәдениетінің төмен деңгейі, олардың денсаулық мәселелеріндегі сауатсыздығы;
оқушыларға қолдау көрсету үшін қажетті "сәттілік" және "қуаныш" тәжірибесін беретін технологияларды әлсіз пайдалану
Основные "школьные" факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся
Активно обсуждаемые и изучаемые:
перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
несовершенство учебных программ и технологий;
авторитарный стиль преподавания;
отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
недостаток двигательной активности учащихся;
неправильное питание учащихся;
несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
недостаточное финансирование школы.
Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:
дидактогенная организация образовательного процесса;
недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
неблагополучное состояние здоровья учителей;
недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Причины, вызывающие утомление учащихся
профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
негативные особенности традиционной системы школьного обучения;
перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;
переполненность классов учащимися (более 20 человек) затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
несоблюдение гигиенических условий в школе и классах; нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.
Признаки переутомления
Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;
Расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.);
Стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства);
Снижение иммунитета.
Причины переутомления
учебные перегрузки, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает возможности детского организма, если не вводить его в форсированный режим деятельности, т.е. в состояние психофизиологического перенапряжения;
невозможность (или ограниченные возможности) индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки на учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, состояния здоровья;
неоптимально составленное расписание уроков, постоянно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели;
недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности школьников; обучение во вторую смену, что особенно часто вызывает состояния переутомления у учащихся пятых классов и школьников, относящихся к типу «жаворонков».